Иммиграционный консультант Олег Шиндлер объясняет, что произошло в рекордном отборе в Express Entry и какие выводы из этого следуют.
Сообщество иммиграционных экспертов шокировано огромным количеством приглашений в Express Entry для кандидатов в Canadian Experience Class. Более 27000 человек были приглашены подать заявку на ПМЖ в Канаде. Самый низкий балл составил всего 75 баллов. Все приглашенные кандидаты должны иметь годовой опыт работы в Канаде, независимо от возраста, образования и знания английского языка.
С одной стороны, я очень рад за всех тех счастливчиков, которым выпал шанс стать постоянными жителями Канады. Учитывая тот факт, что они проработали здесь один год, а значит, они уже внесли свой вклад в нашу экономику и общество. Они достойны остаться здесь как постоянные жители. Вдобавок такой шаг со стороны федерального правительства уже сильно ударил по нелицензированным консультантам и мошенническим работодателям, которые продают предложения о работе и LMIA за десятки тысяч долларов. Я надеюсь, что многие из них недосчитаются больших денег от бедных рабочих и иностранных выпускников, которые платили им только за то, чтобы получить эти 50 баллов за предложения работы.
С другой стороны, я довольно скептически отношусь к таким шагам Министерства иммиграции, и тому есть несколько причин.
Шесть причин для скептицзма
Во-первых, такие радикальные действия без предварительного объявления приводят к хаосу. Иммиграционных консультантов учат строить стратегии основываясь на продумывании шагов, основываться на статистических данных и анализе трендов. Система была достаточно отлажена и позволяла плюс-минус предвидеть, что будет дальше. Теперь же невозможно понять какая будет дальнейшая политика Министерства? Будет ли еще один такой отбор? Будет ли что-то для других программ? Когда будет следующий отбор? 27000 – это количество приглашений, которые обычно выдают за 6 отборов, то есть 12 недель. Значит ли это, что следующий отбор будет в апреле-мае?
Во-вторых, такой популистский шаг со стороны правительства делает дураками всех кандидатов в Канаде, кто потратили кучу усилий и времени, на то, чтобы брать дополнительные программы обучения, уговаривать работодателей сделать им LMIA в поддержку иммиграции, ждали пока наберется второй год работы в Канаде, чтобы добрать еще несколько баллов, пересдавали по 5-6 раз языковые тесты, чтобы добрать бонусных баллов за язык. Всем этим людям правительство четко дало понять, что они дураки.
В-третьих, такой шаг федерального правительства серьезно подставил провинциальные правительства. Из 86 провинциальных потоков иммиграции в рамках провинциальных программ – всего 10 так или иначе были нацелены на кандидатов из-за рубежа. Если вычесть два десятка бизнес-программ, получается, что половина провинциальных программ нацелена на кандидатов, имеющих связь с провинцией. А именно: обучение в провинции, опыт работы в провинции, приглашение на работу в провинции и т. д. То есть федеральное правительство фактически забрало у провинций всех этих людей. А это значит, что провинциальные программы не наберут свою квоту, или будут вынуждены искать других кандидатов. Опять же, те кандидаты, что уже в процессе подачи на номинации, если им пришло приглашение в Express Entry, могут просто принять его. Но у меня сразу возникает несколько вопросов: если заявка на номинацию уже в процессе, вернут ли провинциальные правительства деньги, тем кто начал процесс? Наверное нет! А как на счет денег, заплаченных адвокатам и иммиграционным консультантам? Большинство коллег думают пойдут навстречу клиентам, и вернут часть денег, но не все.
В-четвертых, еще выдающийся британский политик Уинстон Черчилль цитировал Сенеку: “Is fecit, cui prodest” – смотри кому выгодно. Стоимость обработки заявки на взрослого — это 825 долларов. Стоимость пошлины за постоянное место жительства – 500 долларов (но их можно платить позже). Стоимость включения в заявку детей – 225 долларов. Простая математика: в ближайшие 90 дней, Министерство Иммиграции может рассчитывать на то, что 27000 заявителей заплатит правительству 22 миллиона 225 тысяч долларов. Пусть по крайней мере половина из них включит в заявку мужа и жену — это еще 11 миллионов 137 тысяч 500 долларов. И пусть по крайней мере у четверти из них будет хотя бы один ребенок – еще 1,518,750 долларов. Сбор пошлин за постоянное место жительства составит еще около 20 миллионов долларов, которые кандидаты оплатят до конца обработки заявок. Представим, что половина из них заплатит пошлину уже сейчас. В результате мы можем видеть, что в самый разгар кризиса, вызванного пандемией Министерство Иммиграции вдруг получит почти 45 миллионов и еще примерно 10 миллионов дополнительно потом.
В-пятых, до сих пор никто не сообщил был ли увеличен штат работников Министерства, рассматривающих кейсы. Сколько времени займет теперь рассмотрение дела? Стандарт Министерства в 6 месяцев для 80% кейсов не выполняется с 2019 года. По последним данным, только 60% дел завершают вовремя. При нормальной нагрузке в 10000 дел в месяц, чиновники получили увеличение числа дел в три раза. Всем известно как строится мотивация чиновника работать, особенно если это младший персонал, чья зарплата почасовая.
В-шестых, учитывая историю с предвыборными обещаниями в 2015 году привезти беженцев (читай новый электорат), твиты с приглашением беженцев из США (еще электорат), а теперь заигрывания с иностранными студентами, которым обещают возможность получения рабочей визы в Канаде, даже если они все обучение сделают онлайн, это все выглядит как предвыборный популизм. Джастин Трюдо возглавляет правительство меньшинства, и многие политические обозреватели сигнализируют, что либералы рассматривают возможность досрочных выборов, чтоб вновь получить правительство большинства. Учитывая, что современные студенты, которые как раз и составляют основу программы Canadian Experience Class, более склонны к либеральной платформе, чем к консервативной, мне почему-то не верится, что мотивы правительства были исключительно бескорыстные и сделаны ради вывода экономики Канады из кризиса.
Выводы
В заключение я все еще опасаюсь последствий этого шага, потому что всегда безопаснее, когда есть прозрачные правила игры, которые можно предсказать. Когда система справедлива и стабильна, она функционирует должным образом и позволяет тем, у кого больше заслуг и знаний, получить максимальную выгоду. Радикальное изменение правил порождает хаос.
Олег Шиндлер
Соучредитель и директор Immigration Canada Pro
Лицензированный канадский иммиграционный консультант
Номер Лицензии ICCRC R706744